Блог

Философские, аксиологические и социально-психологические составляющие русского боевого искусства в Системе Кадочникова

Автор: В.В.Карачевский
Международная Ассоциация Системы Кадочникова
Россия, г.Санкт-Петербург

Динамика развития нашей цивилизации предъявляет повышенные требования к человеку. Это развитие сопровождается крайними противоречиями, связанными с отсутствием производства общественных отношений по сравнению с материальным и духовным производством, поэтому современное общество страдает серьёзными недугами и аксиологической дезориентированностью.

Социальная апатия, потеря нравственных ориентиров, разрушение созидательной идеологии, привитие иждивенческих и потребительских качеств, снижение уровня ответственности во всех сферах деятельности, нарастание технологий манипуляции общественным сознанием – вот неполный перечень патологических явлений, грозящих обернуться тяжелыми последствиями и неисчислимыми бедствиями не только для нашей страны, но и всего мира. Одной из глобальных угроз человечеству социологи считают неосознанность происходящего.

Кризис современной науки и образования отражает сложившуюся ситуацию. Свободный поток информации не оставляет время на раздумья и размывает мировоззренческие основы. Необходимы новые подходы к организации знаний и формированию реальной картины мира.

Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходиться бороться с другими представителями той же группы, брать верх над ними и нередко «отталкивать в сторону». Превосходство одного зачастую означает неудачу для другого. Соперничеством и сопутствующей ему потенциальной враждебностью проникнута вся человеческая деятельность, конкуренция является одним из господствующих факторов в социальных отношениях.

При отсутствии духовно-нравственных основ и чёткой функциональной ориентированности практика боевого искусства может приводить к социально-психологической деформации личности, становящейся агрессивной и опасной для общества. Поэтому одним из важных социально-педагогических аспектов системы Кадочникова является воспитание личности безопасного типа.

То есть, требуется развитие навыков, помогающих преодолеть как психологические, так и социальные стереотипы, находить творческие решения для выхода из самых сложных конфликтных ситуаций. А это влечет за собой необходимость формирования «ментальной модели мира», максимально адекватной реальности, овладения прогностическими навыками опережающего отражения действительности и исследовательски-познавательного подхода к жизнедеятельности.

Любое воинское искусство неотделимо от истории, философии и религии народа, осевшего на земле своих предков. Являясь частью национальной культуры, оно необходимо человечеству как способ целостного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

Философию русского воинского искусства можно выразить в двух словах – защита Отечества. Основой этого мировоззрения служит вся многовековая история нашей страны, её географическое положение и характер народа, сформировавшегося в этих природно-климатических условиях. Система Кадочникова, как составная часть отечественной воинской культуры, одной из важных идеологических установок предпочитает концепцию управления физическими и психическими ресурсами человека, действующего в критических условиях жизнедеятельности. В боевой обстановке при комплексном воздействии неблагоприятных факторов человек очень часто оказывается неспособным на действия, требующие больших физических затрат.

Именно поэтому возникает жизненная необходимость в особой системе подготовки, направленной на достижение наибольших результатов своих действий при максимально возможной экономии энергии. Речь идёт не просто о жизнеспособной, но, в первую очередь, об энергосберегающей системе рукопашного боя – системе наиболее рациональных и целесообразно действующих сил. Такой подход к двигательной деятельности продиктован и природно-климатическими условиями Северной Евразии, где продолжает формироваться характер и культура нашего народа.

Мы не рассматриваем рукопашный бой как панацею от всех бед. В настоящее время, на наш взгляд, вопросы, связанные с ним, сместились больше в сторону, имеющую огромный воспитательный эффект, в сторону развития психологических, а также специальных физических качеств.

Это и повышение психологической и физической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды, и развитие уровня тонких восприятий, и использование резервных возможностей организма, и развитие ловкости, находчивости, способности принятия нестандартных решений. Поэтому патриотическое воспитание допризывной молодежи, профилактика подростковой преступности и пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде являются важной социо-культурной задачей воинского искусства.

Стиль рукопашного боя, рассматриваемый в данной статье, является разделом Системы выживания человека, как личной техники безопасности, ориентированной на сохранение жизнеспособности в опасной обстановке. Данная система основывается на непоколебимом фундаменте современной науки: физики, анатомии, биомеханики, физиологии, эргономики, психологии, конфликтологии и т.д.

Таким образом, А.А. Кадочников рассматривает рукопашный бой во всех его гранях, как с практической, так и с теоретической стороны в жизни человека.

В этой системе не изучается какой-либо отдельно взятый прием, либо комплекс приемов, а вырабатывается постоянная готовность к оптимальным целесообразным психологическим и физическим действиям в экстремальных обстоятельствах. В ней максимально учитываются антропологические особенности славян и близкородственных народов. Можно добавить также, что Система Кадочникова определяется, в первую очередь, тремя компонентами:

— направленностью личности;
— степенью сознательного владения своими психическими процессами;
— техническим арсеналом деятельности.

Воинское искусство, как и любое другое, должно приумножать реальный жизненный опыт человека. Практика воинского искусства для целей личной безопасности позволяет изменить когнитивные стереотипы и выработать определенную последовательность решения проблем.

Во-первых, научиться более четко прогнозировать развитие событий – стратегическая составляющая; во-вторых, правильно оценивать обстановку и избегать наиболее опасных последствий – тактическая составляющая; в-третьих, своевременно проводить ответные действия – оперативная составляющая.

С учетом всего вышесказанного становятся очевидны различия в совокупности биомеханических движений и приемов между спортивными единоборствами и прикладным рукопашным боем, целью которого стоит выживание человека. Еще одно отличие от спортивных единоборств заключается в том, что спортсмен действует в строгих рамках правил и согласно спортивной этике, а ситуация, в которой действует воин, зачастую трудно прогнозируема.

Русское боевое искусство основывается на издревле устоявшихся законах чести и доблести российского воинства. Главным постулатом выживания, то есть живучести, есть обязанность, возможность и необходимость сохранения здоровья, сил и жизни для решения глобально значимых задач развития человечества.

Опираясь на целостное восприятие мира, учитывая объективные законы, Система Кадочникова позволяет сосредоточить усилия на исследовании актуальных проблем и процессов взаимодействия природы, общества и человека.


Более полную информацию о Системе Кадочникова вы можете получить из образовательных программ и учебно-методических курсов
А. А. Кадочникова. Начать можно со знаменитого курса «Секреты Системы Кадочникова»

Узнать Подробнее


 

Опубликовано в разделе: Статьи

Оставить комментарий (8) ↓

8 Комментарии

  1. Вячеслав Октябрь 23, 2013

    Здравствуйте Уважаемые Алексей Алексеевич и Аркадий Алексеевич!Будут ли какие либо мероприятия в г.Волгограде?
    И есть ли в нашем городе Ваша секция ?

    ответить
    • Мангуст Октябрь 23, 2013

      Аналогичный вопрос на дальнем востоке ?! Хочу владеть ратным искусством наших предков , не хочу изучать спорт и его стереотипы , хочу развиваться умственно , физически и духовно ! 8)

      ответить
  2. Виктор Октябрь 23, 2013

    Физиология изучает функции. Функция и философия защиты из статьи не ясна. Почему возможна победа в борьбе не вступая в сражение? (Социальная апатия, потеря нравственных ориентиров, разрушение созидательной идеологии, привитие иждивенческих и потребительских качеств, снижение уровня ответственности во всех сферах деятельности, нарастание технологий манипуляции общественным сознанием) — результат слабодушия. Может ли защита укреплять дух и в какой степени? А нравственность не формируется приемами защиты. (природа совести не может быть понята из эгоизма материализм должен видеть цель человеческой жизни в наслаждении, а благо понимать понятием относительным, но делать целью жизни то что не зависит от человека абсурдно, а относительность блага не снимает обязательств в пояснении, откуда берется понятие нравственного добра, нравственное зло-нонсенс). Способна ли механика движения сформировать нравственность? И почему наши деды и прадеды полагали гордыню, зазнайство(стимуляцию к успеху), большим грехом?

    ответить
  3. Леонид Октябрь 23, 2013

    Выживает подготовленный.

    ответить
  4. Леонид Октябрь 23, 2013

    Но я еще хотел бы обратить внимание на то,я купил два комплекта,а там видео с разных семинаров,но база повторяется,хотя в каждом что-то дополнительное есть и то я бы мог узнать в инете. Продажа дисков,когда Кадочниковы были в русском стиле мне больше нравится,10 лет назад к примеру. Хотя,Старова я вырезал. Он сам был автором этих фильмов и сам хотел показаться в любом случае,хотя учился у Соловьева,а тот у Тарана. А Таран на то время сам учился… Я доверяю больше источнику. Также есть у меня Семинар в Екатеринбурге,там показано все,в том числе и упражнения. Которых и в книгах нет.

    ответить
  5. Макс Октябрь 24, 2013

    Здравствуйте!
    Очень хотелось бы узнать есть ли отделение вашей школы и официальные инструкторы в городе Томске?
    С уважением.

    ответить
  6. Stanislav Октябрь 24, 2013

    На мой взгляд констатирующая часть доклада представлена достаточно полно.При жёсткой конкуренции полностью отсутствуют нравственные «тормоза». Обилие информации не даёт времени на её осмысление. Система Кадочникова, как раз и направлена на то,чтобы в этих не простых условиях,помочь человеку воспитать в себе психологическую и нравственную устойчивость. Готовиться к любым неожиданностям и с честью выходить из любых передряг.

    ответить
  7. Вячеслав Бершадский Январь 1, 2015

    Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность.
    То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

    ответить

Оставить комментарий